Первые суда космической службы
"Ворошилов"/
"Ильичёвск" |
"Краснодар" |
|
"Долинск" |
"Аксай" |
|
"Ристна" |
"Бежица" |
|
В 1959 г., при подготовке программы запусков межпланетных станций выявилась проблема: наземные измерительные пункты, расположенные на территории страны, не смогут увидеть и проконтролировать "второй старт". Так называется происходящий над Гвинейским заливом момент пуска разгонного блока, выводящего космический аппарат с промежуточной орбиты на требуемую траекторию.
Проблема требовала срочного решения и его нашли. Три торговых судна Министерства морского флота СССР - "Ворошилов", "Краснодар" и "Долинск" сняли с перевозок и прямо у причалов Ленинграда и Одессы на них установили радиотелеметрическое оборудование. Автомобильные телеметрические станции, кузовы вместе с размещенной в них аппаратурой снимали с шасси автомобилей, опускали в грузовой трюм и крепили там по-походному. Там же разместили бензоэлектрические агрегаты питания. В отдельных помещениях оборудовали фотолаборатории. Для каждого из трех судов сформировали экспедицию в составе 8-10 человек из персонала наземных измерительных пунктов и сотрудников НИИ-4.
1 августа 1960 г. эти суда вышли в тренировочный рейс. В следующем рейсе, в феврале 1961 г. эти суда обеспечивали запуск первой советской автоматической межпланетной станции "Венера", а в апреле, вместе с первыми кораблями ТОГЭ-4 - полёт Юрия Гагарина.
В июне 1962 г. в распоряжение НИИ-4 было передано еще одно судно - танкер "Аксай", выполнявший роль бункеровщика и в то же время - измерительного судна.
Тактико-технические данные |
|
Ворошилов |
|
Краснодар |
|
Долинск |
|
Аксай |
|
Ристна |
|
Бежица |
|
Водоизмещение |
|
3 904 т. (GRT) |
|
4 121 т. (GRT) |
|
5 419 т. (GRT) |
|
5 000 т. |
|
6 680 т. |
|
17 000 т. |
Наибольшая длина |
|
110,6 м. |
|
113,69 м. |
|
139,4 м. |
|
105,4 м. |
|
105,8 м. |
|
155,7 м. |
Наибольшая ширина |
|
15,8 м. |
|
16,43 м. |
|
17,7 м. |
|
14,8 м. |
|
14,6 м. |
|
20,6 м. |
Осадка |
|
- |
|
6,88 м. |
|
7 м. |
|
5 м. |
|
6,5 м. |
|
8,4 м. |
Мощность силовой установки |
|
- |
|
- |
|
6 300 л.с. |
|
2 900 л.с. |
|
3 250 л.с. |
|
8 750 л.с. |
Скорость |
|
12 уз. |
|
12 уз. |
|
15 уз. |
|
14 уз. |
|
13,5 уз. |
|
15,6 уз. |
|
Год и место постройки |
|
1924 Англ.* |
|
1925 Швец.* |
|
1959 Фин.* |
|
1961 Фин.* |
|
1963 ГДР |
|
1963 Херсон |
Год начала службы |
|
1960 |
|
1960 |
|
1960 |
|
1962 |
|
1966 |
|
1967 |
Год списания со службы |
|
1965 |
|
1965 |
|
1973 |
|
1972 |
|
1976 |
|
1977 |
Первые суда космической службы выполнили свои задачи и вскоре началась их замена на новые и лучше оснащённые суда. В 1965-66 гг. самые старые из них - "Краснодар" и "Ильичёвск" (переименованный "Ворошилов") были заменены на "Бежицу" и "Ристну".
Начиная с 1967 г. "морской космический флот" начал быстро пополняться научно-исследовательскими судами, переоборудованными или полностью построенными по специальным проектам.
Примечание: В разных источниках тоннаж судна указывают по-разному.
- Водоизмещение - количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля (судна).
Масса этого количества воды равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы.
- DWT - Deadweight
Дедвейт, грузоподъёмность. Сумма веса полезного груза, перевозимого судном, веса топлива, масла, технической и питьевой воды, веса пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия
- GRT - Gross registered tonnage.
Брутто-регистровый тоннаж (БРТ), валовая регистровая местимость судна, вычисляемая на основе данных обмера всех внутренних помещений судна
- NRT - Net registered tonnage.
Нетто-регистровый тоннаж (НРТ), чистая регистровая вместимость судна, равная брутто-регистровому тоннажу за вычетом объёма помещений, не предназначенных для перевозки грузов и пассажиров
Пересчёт одной величины в другую невозможен. Я понял лишь, что Водоизмещение > DWT > GRT > NRT
|